Книга об истории архитектуры Билимбая признана лучшей


29.09.2020

Книга об истории архитектуры Билимбая признана лучшей


История старинного поселка, застывшая в камне и дереве, стала главной темой научной работы первоуральского реставратора. Книгу об истории архитектуры Билимбая, одним из авторов которой стал наш земляк Михаил Крапивин, на всероссийском фестивале признали лучшей. О том, как на протяжении веков менялся облик поселка, исследователь рассказал нашей съемочной группе. 

О билимбаевском вокзале Михаил Крапивин знает все. Архитектору-реставратору знакома каждая деталь внешнего и внутреннего облика этого объекта культурного наследия. Но каждый раз приезжая в поселок он делает новые снимки. Ведь здание построено в уникальном стиле уральской железнодорожной архитектуры. 

Михаил КРАПИВИН, архитектор: «Было четыре класса станций, которые делились на здания с буфетом, без буфета. И все элементы, не только архитектурные, но и инженерные, разрабатывались по тем технологиям, по той моде, которая существовала на тот момент. Так получилось, что это - деревянный модерн».

Исследованием архитектуры Билимбая Михаил Крапивин увлёкся еще студентом. Итогом четырехлетней работы стала монография "Билимбай: архитектурное наследие поселка-завода". Союз архитекторов России признал книгу лучшей из изданных в 2020 году. Высокой оценки от коллег Михаил удостоился в том числе и за то, что особое внимание уделил облику самых обычных жилых домов. 

Михаил КРАПИВИН, архитектор: «Для Билимбая это практически одинаковые везде консоли. Сверху такой растительный декор с завитушками. По центру очень часто звезды либо пяти- либо шестиконечные, либо просто ромашки, цветочки».

Сегодня исторические элементы декора с жилых домов постепенно исчезают. На месте наличников ручной работы образца 19 века появляются современные, безликие, пластиковые. Сохранить удается буквально крупицы истории поселка. Например, дом управляющего строгановским заводом. Но и здесь удалось спасти не все элементы. 

Михаил КРАПИВИН, архитектор: «В этом здании находилось училище, заводская управа, контора и заводской сейф с золотом с приисков местных. А на крыше здания находилась башня-каланча».

Но особую боль у архитектора-реставратора вызывает состояние бывшего чугунолитейного завода, с которого и началась история Билимбая. Здания доменных печей, цехов и эстакад разрушаются с каждым годом. Владелец вопросами восстановления не интересуется, а реставраторы ничего не могут сделать, так как объект в частной собственности. 

Михаил КРАПИВИН, архитектор: «Здесь в Билимбае это сохранено. Сохранены ключевые объекты. Сохранена даже местами, расшивка на участки с 19 века сохранилась. Все улицы на своих местах, шаг домов, ритмика, этажность застройки плюс-минус на месте. Билимбай получается комфортнее для психики человека. Ему проще отождествлять себя со своей историей в таком поселении».

В ближайшие выходные Михаил Крапивин вновь планирует посетить Билимбай. Приедет не один, а с коллегами-реставраторами. Посетят развалины завода, погуляют по улицам, наполнятся новыми знаниями об истории и архитектуре старинного уральского поселка.



Возврат к списку


Яндекс.Метрика