Новости Первоуральска


14.05.2019

Речная почта. Спецрепортаж


Речная навигация в действии. Почти две тысячи уральцев ждут приезд катера, потому что от этого зависит их жизнь. Наш специальный репортаж о тех, кто после ледохода остается отрезан от большой земли. И о тех, кто проходит тысячу километров по горным рекам северного Урала, чтобы доставить самое необходимое в отдаленные деревни Свердловской области.

Речная навигация на севере Урала. Лед растаял, на воду встали катера. Первое судно в этом году отправляется в отдаленные районы Свердловской области. Но сначала погрузка. На маленькой пристани в посёлке Гари из машины продукты, письма, пенсии загружают в катер.

Эти грузовые катера обслуживают поселки, которые весной становятся отрезаны от "большой земли". Северные реки сейчас единственные транспортные артерии для двух тысяч человек.

В этом месте сходятся две уральские реки Лозьва и Сосьва. Только по ним можно привезти почту в 7 уральских деревень. Чтобы доставить эти письма из Гари в Шандальское, катер должен пройти почти 700 км, для сравнения - это расстояние между Москвой и Санкт-Петербургом.

Здесь катер идёт быстро, почти 70 километров в час. Выше по течению скорость снижают. Моторист Сергей более 10 лет ходит этим маршрутом, но сегодня с особой осторожностью. За зиму дно могло измениться.

Сергей ВОРОБЬЁВ, моторист катера: «Когда очень воды мало, шибко длинно, получается, по времени, то есть можно выехать в день и приехать поздно вечером. Плюсом можно сломать ещё винты».

Спустя час пути - поломка. Об дно сломался винт. Ставят запасной. С ремонтом в пути может помочь только пассажир.

Сергей Васенин - он же почтальон, он же помощник капитана судна. По уральским рекам они вместе доставляют грузы уже второй год подряд. Самое сложное в дальних поездках - не столько поломка, сколько непогода - рассуждают в дороге.   

Сергей ВАСЕНИН, почтальон: «Всё равно устаёшь, особенно на катере, да ещё и трясёшься за груз. Груз на палубе. А едешь: оттуда выехали там солнечно, а Вагелю подъезжать - дождь пошёл. У меня коробки, кондитерские изделия».

Первый пункт маршрута - село Шабурово. На берегу катер встречают всем селом. Говорят, заждались - уже продукты на исходе.

Как правило, местные жители скупают муку, соль, сахар и чай мешками - про запас. Когда-то в поселке был магазин, и жили здесь более тысячи человек. Сейчас 11. В основном пенсионеры. Не захотели уезжать в райцентр, когда в поселке закрылась лесопилка, и не стало работы. Живут сейчас среди заросших дорог, заброшенных домов и покосившихся столбов. Говорят, что без речного транспорта им просто не выжить.

Вера БОНДАРЬ, жительница села Шабурово: «Очень тяжело с продуктами. Вот, сколько у нас, два периода – осенне-весенний, когда речка стоит у нас ни привоза ничего. А так обходимся: свой огород, теплицы, в этом году коз брать будем».

Следующая точка - Ликино. Здесь живет 30 человек. Но их дома разбросаны по тайге, в километрах друг от друга. Катер встречает Вера Анисимова. Пенсионерка одна живет на берегу. Грузит товары и на тележке везёт в бывшее здание администрации. Тут у женщины и почтамт и магазин.

График работы магазина: пока светло. В деревне уже два десятилетия нет электричества. Но женщина говорит - привыкли. Самый популярный товар - карточки для таксофона. На прилавках - мука, масло, сигареты. Тут же домашние халаты и стиральный порошок. Как опытная бизнес-вумен, женщина - делает почтальонам предзаказ. В следующий раз просит привезти всего понемногу, и самое дешевое.

Вера АНИСИМОВА, жительница Ликино: «Терпимо, сильно жаловаться не надо, но продукты привозить получше надо, чтоб спрос был, чтоб люди брали. Такое у нас не едят, что в городе люди едят. В деревне надо совсем другие продукты. Попроще».

Поездка на катере заканчивается уже на закате. Весь путь занял 12 часов. В следующий раз катер отправится в путь в конце мая. Хозяин катера и почтальоны надеются, к тому времени начнётся половодье. И до посёлков можно будет добраться быстрее.



Возврат к списку


Яндекс.Метрика