Новости Первоуральска

Новости Первоуральска


14.05.2019

Спецпроект к Юбилею ПНТЗ, 1 серия

На нашем канале стартовал специальный проект, посвященный 85-летию Первоуральского новотрубного завода. Историю предприятия, полную событий и невероятных поворотов, расскажут сами сотрудники завода.

Светлана ЛАПШИНА, бригадир цеха № 7: «Новотрубный завод для меня - это семья. Придя сюда молодой девочкой в 2000-м году, я попала в семью, попала к тем людям, с которыми работала моя бабушка. И сейчас я работаю на том же участке, на котором работала моя мама. Дома мы никогда не забываем о заводе - на все мероприятия, праздники и даже выходные мы обсуждаем проблемы завода, радуемся новым свершениям».

Известно, что история Новотрубного завода началась с энтузиазма. И если бы не большое желание первоуральских трубопрокатчиков, трубный гигант построили бы совершенно в другом месте. В качестве потенциальных площадок для строительства рассматривали Пермь, Нижний Тагил, Серов и Чусовой. Но директор Старотрубного завода Иван Семенович Мельников сумел обосновать предпочтительность первоуральского варианта: здесь есть кадры, а рядом находятся научные центры Свердловска.

Светлана ТИТОВА, директор музея ПНТЗ: «Сама площадка № 4 самой природой создана ровная, гладкая, без больших деревьев, поэтому она подходила как нельзя лучше для строительства большого трубного гиганта. Транссибирская железная дорога проходит совсем рядом - это станция Хромпик».

Большой трубный завод был крайне необходим стране. И его строительство курировал лично нарком тяжелого машиностроения Серго Орджоникидзе. 4 марта 1931 года вышло постановление Высшего Совета Народного Хозяйства под номером 12:

"Утвердить задание на постройку Первоуральского трубного завода в составе трубопрокатного цеха мощностью 50 тысяч тонн бесшовных труб и волочильного цеха мощностью 10 миллионов метров труб тонкостенных. В связи с особым значением Первоуральского завода включить его в число ударных строек Союза".

Светлана ТИТОВА, директор музея ПНТЗ: «Это, конечно, был завод-гигант, по своим размерам он, конечно, превосходил все существующие и работающие заводы. Средства выделялись огромные, потому что оборудование закупалось у иностранных фирм за валюту, поэтому страна объявляла народную комсомольскую стройку: сюда приезжали разные категории работников, в основном, молодежь. И многие не справлялись, потому что тяжелые были условия».

На ударную стройку Новотрубного мобилизовали более полутора тысяч комсомольцев, которые приезжали отовсюду. Первые строители жили в засыпных бараках и в палатках. Нары, солома вместо постели и "буржуйка" для тепла - условия были походными, да и труд, в основном, ручным.

Светлана ТИТОВА, директор музея ПНТЗ: «Грабарка, тачка, топоры, лопаты, пилы, строительные леса, козоноска - это все инвентарь рабочего труда. Вот Новотрубный завод - современное производство для того времени строили такими утилитарными предметами и орудиями труда».

Строители Новотрубного завода в дождь и снег, без техники и практические голыми руками возводили первые цеха. Память о них бережно хранят не только в музее ПНТЗ. В семьях новотрубников рассказы о трудовом подвиге дедов передаются из поколения в поколение. Как, например, в семье Пильщиковых. Их дед - Сергей Николаевич Пильщиков - участвовал в строительстве первого волочильного цеха, которому впоследствии присвоили номер 3. Он руководил бригадой бетонщиц.

Сергей ПИЛЬЩИКОВ, потомок строителя Новотрубного завода: «Все котлованы глубиной 5-7 метров они копали вручную. То есть они, прежде чем бетонировать, хоть и называлась бригада бетонщиков, они были такими же землекопами. Начинали ярусную откидку глины - выше, выше, в три, в четыре яруса - и таким образом получался котлован. Потом уже заливали фундамент, а там уже девушки эти тяжелые тачки, никаких миксеров не было, приходилось толкать вдвоем - одна сзади, другая спереди, по сходням, бетон вверх-вниз возили тачками. Было, конечно, очень трудно, напряженная работа, но что делать. Их грело то, что их дети, внуки будут жить при лучшем времени».

В бригаде Сергея Пильщикова работали башкирки и татарки из разных районов Урала. Девушки не знали русского, и Сергей Николаевич учил их языку сам. А после рабочей смены читал работницам газеты и тем самым воспитывал коммунистическую сознательность. Очень скоро интернациональная бригада бетонщиц стала лучшей на заводе и получила Почетную грамоту. Это была первая грамота, которую вручили на Новотрубном за ударный труд. В дальнейшем Сергея Пильщикова не раз поощряли за хорошую работу и драповым пальто, и даже комплектом иностранных стульев, но... в заводском музее под стеклом хранится именно та, первая грамота. А в семье Пильщиковых по сей день сыновей называют в честь деда.

Сергей ПИЛЬЩИКОВ, потомок строителя Новотрубного завода: «То, что я являюсь потомком и назван в честь деда, своего сына я тоже назвал в честь него - конечно, это огромнейшая ответственность на нас - то есть мы стараемся так же, как он, трудиться без брака, выполнять все свои обещания и трудиться так, чтобы наш завод процветал и развивался дальше».

Самоотверженный труд принес свои результаты. К осени 1933 года были построены газогенераторная станция, ремонтно-механический цех, котельная, насосная, электроцех, больница и клуб. А 13 мая 1934 года были протянуты первые 64 трубы. Эта дата считается днем рождения Новотрубного завода. До конца года на ПНТЗ было выпущено 420 тонн бесшовных труб, и маленький трубный ручеек постепенно превращался в трубную реку. А тем временем завод продолжал строиться, и нужно было ускорить строительство трубопрокатного цеха.

"Наша бригада копала яму под фундамент стана «220», устанавливала опалубку. Инструмент был простым - кайла и лопата. Где грунт каменистый, там клин с кувалдой. Но с каким энтузиазмом работали! Кто копает, кто стены кладет, кто уже оборудование монтирует. На всех участках кипело соревнование. Стремились опередить друг друга. Со многих плакатов раздавался клич "Даешь!" - из воспоминаний М. Мерзлякова, кавалера двух орденов Трудового Красного Знамени.

В то время в стране не выпускали оборудование для трубных заводов. Покупать его ездили за границу.

Светлана ТИТОВА, директор музея ПНТЗ: «В цехе было установлено самое современное импортное оборудование, и в закупке оборудования принимал участие начальник цеха №3 Александр Евгеньевич Шестаков. Он сам лично ездил в Берлин в командировку и отсматривал те фирмы, которые производят прокатное оборудование».

В 1935 году на Новотрубном запустили первый в Союзе и шестой в мире - реечный стан "Штоссбанк". А уже в 1936 году вступил в строй "Большой штифель" - стан «220». По тем временам это было сложнейшее зарубежное оборудование.

"Закончили монтаж самого крупного на заводе стана «220». Пора начинать горячий пуск. Ох, и мороки было! Две недели пускали. А что удивляться? Единственный такой стан в стране, оборудование всё из-за границы. А мы прокатчики-доморощенные... Но понемногу освоились, стали катать трубы. Поначалу 6 штук в смену. Да, да! За целую смену всего шесть труб, когда сейчас их пропускают сотнями. Потом до восьми добрались. И пошло дело, заиграл стан... " - из воспоминаний Д. Белоглазова, вальцовщика, Героя социалистического труда.

Новотрубный все больше набирал силу. В 1940 году завод произвел 65 тысяч тонн бесшовных труб, в большинстве своем - ответственного назначения: автотракторные, котельные, насосно-компрессорные и крекинговые трубы. Это было огромным достижением. Ведь столько труб в 1913 году, например, производили во всей стране. А тут только один Новотрубный.

Коллектив завода был на большом подъеме...



Возврат к списку


Яндекс.Метрика